Skip to Content

Пассажирское автотранспортное предприятие Рубцовска на грани закрытия

large_patp.jpgБольшая часть жителей города регулярно пользуется услугами общественного транспорта. Среди них и работающее население, и студенты, учащиеся, школьники, пенсионеры. Но в ближайшем будущем пассажиры могут столкнуться с проблемами.

Доходы в минусе

На прошлой неделе стало известно, что рубцовское пассажирское автотранспортное предприятие объявлено банкротом. Основная причина, по которой оно оказалось в сложной финансовой ситуации, заключается в том, что доходы не покрывают расходную часть, необходимую для обеспечения производственного процесса.

ПАТП – это коммерческое предприятие, которое муниципалитет наделил имуществом для выполнения им определенных функций. А именно – перевозки жителей города по регулируемым тарифам. Однако в последние годы те виды работ, которые выполняло данное предприятие, не приносили доходов. Оно не имело возможности полностью оплачивать все свои расходные обязательства. Начались накапливаться долги по налогам.

Усугубило проблему снижение количества перевезенных пассажиров, износ подвижного состава, недостаток оборотных средств, увеличение стоимости ГСМ, запасных частей и материалов. Предприятие испытывает дефицит кадров, а именно водителей.

Без уступок

Как сообщил заместитель главы администрации города Олег Обухович, по состоянию на 1 октября нынешнего года кредиторская задолженность предприятия составила 23 млн 903 тысячи рублей, в том числе задолженность перед государственными  внебюджетными фондами – 22 млн 267 тысяч рублей, из нее просроченная – 15 млн 823 тысячи рублей. Основной кредитор – налоговая служба. В связи с образовавшейся задолженностью МФНС России обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании МУ ПАТП Рубцовска  несостоятельным (банкротом).

Администрация города дважды обращалась в федеральную налоговую службу с просьбой дать рассрочку оплаты задолженности на три года, но получила отказ. В результате Арбитражным судом Алтайского края  была введена процедура  наблюдения с 20 мая 2019 года до 23 октября, в ходе которой предприятию не удалось предпринять меры по сокращении кредиторской задолженности. 13 ноября Арбитражным судом  Алтайского края на предприятии введено конкурсное производство (процедура банкротства). 19 ноября решение вступило в силу. Это ведет к дальнейшей ликвидации ПАТП.

Новые маршруты

Судьба производственных мощностей предприятия будет решаться конкурсным управляющим. Конкурсная процедура предполагает реализацию данного имущества. Администрация города ведет переговоры с частными перевозчиками относительно возможности выкупить и сохранить его основное производственное назначение.

– В настоявшее время ПАТП обслуживает шесть городских маршрутов  – №№ 4, 5, 5к, 6, 9, 24, и три маршрута в садоводческие товарищества №№ 107, 118, 125, – информирует Олег Обухович. –  Предполагаемый   срок  закрытия  муниципальных маршрутов №  4, 5, 5к, 9, 24 – второй квартал 2020 года. Мы намерены сохранить маршрут № 6, который идет от Домиков через весь город, далее по улицам Заводской, Рихарда Зорге и до ЗСМ. Предполагается введение двух новых маршрутов №№ 31 и 32. Мы их расширили, сделав более интересными с экономической точки зрения для частных перевозчиков. Они будут проходить и восточной, и в западной частях города. Люди смогут добираться без пересадок до всех медучреждений Рубцовска. Интервал движения должен составлять не более 15 минут. Все эти три маршрута будут регулируемыми, то есть обслуживать пассажиров по социальным проездным, на льготных условиях. У нас сейчас стоит задача до середины декабря провести конкурс на маршруты №№ 6, 31 и 32, чтобы после того, как ПАТП перестанет осуществлять свои производственные функции, мы могли сразу обеспечить перевозку пассажиров.

Выгодные направления

Планируется оставить без изменений и муниципальные маршруты №№ 107, 118, 125 в садоводческие товарищества. На них установлены регулируемые тарифы, то есть перевозка льготной категории граждан по единым проездным билетам будет осуществляться по-прежнему.

Как поясняет Олег Обухович, для частных перевозчиков эти направления являются коммерчески привлекательными. Они понимают, что здесь большой объем перевозок и эта работа будет своевременно оплачиваться. Частники готовы вступить в переговоры с конкурсным управляющим ПАТП и намерены рассматривать возможность выкупить некоторые автобусы. Перевозчики также понимают, что данная техника будет задействована только шесть-семь месяцев в году. Остальное время они будут простаивать. Однако предприниматели готовы рассматривать такой вариант.

В январе-феврале предстоит провести процедуру закупок на выполнение муниципальной услуги по доставке пассажиров в садоводческие товарищества.

Что касается междугородных перевозок, то данный вопрос обсуждался на совещании у министра транспорта Алтайского края. В министерстве занимаются его решением. Эти маршруты, по словам Олега Обуховича, должны сохраниться, поскольку являются социально значимыми.

К перевозкам готовы

Говоря об оптимизации пассажироперевозок, заместитель главы администрации города утверждает, что осуществлять их гораздо выгоднее автобусами малой вместимости. Такими, например, как «Газель Некст».  При этом предпочтение отдается не 13-местным, а 20-местным. В часы пик перевозчики стараются выпустить большее число автобусов. В остальное время машины перевозят считанное количество людей. Но затраты здесь такие же, как в автобусах большой вместимости. Поэтому нет смысла эксплуатировать технику, которая сейчас находится в распоряжении ПАТП. К тому же, автобусы, имеющиеся на предприятии, устаревшие, 90% из них просто подлежит списанию. Они требуют очень большого расхода горюче-смазочных материалов.

В 2019 году частные перевозчики Рубцовска закупили порядка 40 новых машин, которые обслуживают нерегулируемые маршруты.

За кадрами

Сейчас город не испытывает дефицита техники. Единственна проблема для  частников на сегодня – это нехватка водителей. В Рубцовске ни одно учебное заведение этому не обучает. На сегодняшний день достигнута договоренность с центром занятости для подготовки профессиональных водителей. На обучение планируется выделить порядка 460 тысяч рублей из федерального бюджета. В настоящее время ведутся переговоры с рубцовской автошколой. 

В данной ситуации можно использовать кадровый потенциал пассажирского предприятия. Ведь люди в ближайшем будущем останутся без работы.

– В настоящий момент численность работников ПАТП составляет 135 человек, – говорит Олег Обухович. – Есть люди пенсионного возраста. Вопрос трудоустройства высвобождающихся работников будет решаться после направления им уведомлений об увольнении конкурсным управляющим. Есть на предприятии водители общественного транспорта, есть кондукторы. Мы сейчас прорабатываем это с центром занятости. Возможно, те кадры, которые освободятся, будут трудоустроены к частным перевозчикам. Хотя люди еще не получили уведомление о сокращении, мы уже сейчас стараемся не допустить, чтобы они остались на улице, а устроились на работу по основной профессии.